ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
ЗАЧЕМ НУЖНА "КЛАССНАЯ МАМА"
Важнейшая задача современного
образовательного процесса — воспитание
творческой индивидуальности учащегося.
Желательно, чтобы подрастающий человек обладал
потребностью в саморазвитии, стремился к
самообразованию, умел самостоятельно принимать
решения.
Без специалиста, осуществляющего педагогическое
сопровождение на длительном пути становления
личности, здесь не обойтись. Однако большинство
учителей пока ставят только одну цель — передать
школьникам знания, умения, навыки.
Изменить сложившуюся веками систему непросто.
Понятно, что необходим целый ряд конкретных мер
по пересмотру — не на словах, а на деле —
содержания образовательного процесса, критериев
оценки готовности выпускника к жизни и к выбору
профессии.
По нашему мнению, важные задачи становления
личности школьника может решить освобожденный
классный воспитатель (мы называем его «классная
мама»). Такой педагог может реально помочь
школьникам в достижении целей, в установлении
необходимых связей с социально-профессиональной
средой, в преодолении возникающих препятствий и
конфликтных ситуаций. То есть «классная мама»
может осуществлять педагогическое
сопровождение учащихся.
Я работаю научным руководителем и директором
школы-лаборатории
№ 848 Северного административного округа
г. Москвы. Наш коллектив поставил цель —
создать «школу самопознания и саморазвития».
Одно из направлений нашей деятельности —
разработка и испытание модели деятельности
освобожденного классного воспитателя («классной
мамы»). Именно на этого педагога, в первую
очередь, ложится ответственность за воспитание
личности, способной к принятию самостоятельных
жизненных и профессиональных решений.
Основными задачами «классной
мамы» (в соответствии с возрастными
особенностями школьников) являются:
— анализ медицинских и
психологических данных о ребенке, поступающем в
школу, и его семье;
— создание психолого-педагогического портрета
учащегося и на его основе выработка первичной
организационно-педагогической стратегии;
— разработка совместно с учащимся и его
родителями оптимального режима занятий, их
сложности, скорости усвоения учебных предметов
на основе сложившейся учебно-познавательной
мотивации, постоянная стимуляция жизненной и
познавательной активности ребенка;
— поиск (совместно с учащимся и его родителями)
наиболее подходящих для ребенка видов и типов
деятельности, постоянное поощрение к
совершенствованию этой деятельности; помощь в
познании и развитии не только сильных, но и
слабых сторон личности;
— воспитание эмпатического сопереживания у
каждого воспитанника;
— развитие целеустремленности, способности к
самопознанию и самосовершенствованию,
творческой активности в любых видах
деятельности;
— помощь учащимся и их родителям в стрессовых
ситуациях;
— воспитание у школьника нравственного
отношения к себе и к окружающим людям, бережного
отношения с своему здоровью.
«Классная мама» должна соблюдать
в своей работе следующие принципы.
1. Не навреди.
2. Свобода и ответственность в выборе форм и
методов сопровождения.
3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый —
единственная и неповторимая индивидуальность, и
то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся,
может не подойти другому.
4. Старайтесь развить у школьников добрый
интеллект, все остальное приложится.
5. Семья ребенка всегда права, не можете убедить —
отойдите в сторону.
Формы и методы работы могут
быть следующими.
Индивидуальные и групповые беседы,
опросы (анкетирование, интервьюирование).
Анализ продуктов учебной деятельности
школьников (контент-анализ, изучение текстов,
графологический анализ рисунков).
Социально-психологические тренинги
межличностного общения; имитационные,
профориентационные и деловые игры; учебные
дискуссии, осуществляемые в диалоговом режиме.
Профессиональные консультации.
Анализ продуктов различной познавательно-трудовой
деятельности, фиксируемый в дневнике наблюдений
«классной мамы» и карте самонаблюдений (карте
личности) учащегося.
Поисково-творческая деятельность учащихся,
реализуемая как в учебной, так и во внеклассной
работе с последующей обязательной фиксацией.
Решение поставленных задач воспитания и
использование различных форм работы зависит от
многих условий.
Воспитатель имеет возможность создавать
ситуации, на которых дети учатся эмпатически
слушать, сопереживать, идентифицировать себя с
различными людьми, интерпретировать внутренний
мир других людей по их внешнему поведению,
использовать интуицию.
Воспитатель должен научить школьника проводить
самонаблюдение, использовать тестовые методики
(уметь их интерпретировать), анализировать
собственные поступки, взаимоотношения с другими
людьми, ставить перед собой новые цели,
преодолевать трудности и всегда добиваться
результата.
Нет и не может быть какой-то одной-единственной,
уникально успешной методики, приема или формы
работы с учащимися и их родителями. Все зависит
от конкретной ситуации, мимо которой нельзя
пройти. Иногда такую ситуацию следует и
специально создать.
Взаимодействие «классной мамы» с
учителями-предметниками, родителями,
администрацией школы должно строиться в
соответствии с правилами внутреннего
распорядка, устава школы, договоров с иными
учреждениями. Главным же в этом взаимодействии
является решение проблем ребенка и его семьи. В
спорной ситуации мнение «классной мамы»
является определяющим.
Освобожденный классный воспитатель работает с
группой (классом) учащихся, по возможности, от
момента их зачисления в школу до ее окончания.
Главный критерий эффективности деятельности
«классной мамы» — это уровень подготовки к жизни
самореализующейся личности на каждом возрастном
этапе.
Опытно-экспериментальная работа по
разработанной нами модели принесла неплохие
результаты. В 2000 го-ду ученики школы,
участвовавшие в эксперименте, смогли
максимально успешно реализовать свои
профессиональные возможности. Большинство
выпускников (92%) поступили в вузы или колледжи в
соответствии с жизненными и профессиональными
планами и вполне удовлетворены своим выбором.
Валерий БОНДАРЕВ,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Центра социально-профессионального
самоопределения РАО,
г. Москва
Статья подготовлена при поддержке сайта для родителей www.Mamacheb.Ru. Если у Вас возникли проблемы с воспитанием ребенка или Вы ищете совет, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Mamacheb.Ru. Перейдя по ссылке: «
Молодые мамы Чебоксар», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о детях, воспитании, кормлении и родах. Сайт www.Mamacheb.Ru постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти новую и актуальную статью.