Основы олигофрено-педагогики
|
А.Н. Граборов
М.: Классикс Стиль,
2005
|
Весьма вероятно, что
среди большого числа психолого-педагогических
изданий эта книга останется незамеченной
психологами массовых школ. Понятно, что вопросы
обучения и воспитания умственно отсталых детей
(а именно они изучаются в олигофренопедагогике)
интересуют тех, кто по роду своей деятельности
имеет дело с данной категорией детей.
Педагогическая характеристика умственно
отсталого ребенка, задачи специального
воспитания, методы и формы учебной работы,
трудовое и физическое воспитание
детей-олигофренов — вот далеко не полный
перечень поднимаемых автором проблем. Тем более
что и вышла книга в серии «Специальная
педагогика», что также значительно сужает круг
ее потенциальных читателей. Однако данное
издание имеет некоторые отличия от аналогичных
по данной проблематике.
Во-первых, оно принадлежит перу одного из
основателей отечественной олигофренопедагогики
— уже одного этого достаточно, чтобы хотя бы
пролистать книгу. В книге приводится биография
А.Н.Граборова (1885–1949), а также список его трудов.
Во-вторых, это не историко-педагогическая
публикация, хотя и представляет собой
переиздание сборника основных работ
А.Н.Граборова, которые были объединены Г.М.
Дульневым в 1961 г. в книгу «Очерки по
олигофренопедагогике». Каждая глава дополнена
кратким обзором психолого-педагогических
исследований, развивающих идеи Граборова, и
таким образом появляется возможность
познакомиться и с историей, и с современным
состоянием проблемы. Правда, обращает на себя
внимание весьма субъективный критерий подбора
дополнительного материала. Например, в книге не
упоминается имя Х.С.Замского, занимавшегося
исследованием истории олигофренопедагогики и
подготовившего соответствующее учебное пособие
(по этому пособию, выдержавшему несколько
изданий, училось не одно поколение будущих
специалистов).
В-третьих, в книге поднимаются проблемы
интеграции, которые представляют
профессиональный интерес не только для узких
специалистов, но и для психологов широкого
профиля. Составители книги говорят о позитивных
и негативных сторонах интеграции умственно
отсталых детей в среду нормально развивающихся
сверстников.
Издание книги Граборова невольно возвращает нас
к вопросу о политкорректности при использовании
ряда специальных терминов. В наше время не
принято говорить о детской дефективности,
детях-имбецилах и тем более о детях-идиотах. даже
вспомогательные школы, в которые попадают
обучаемые дети с умственной отсталостью, теперь
называются по-другому. Однако вряд ли от этого
становится легче жить и самим детям, и окружающим
их взрослым. Работы Граборова наглядно
показывают, насколько важна содержательная
сторона дела. В книге приводится ответ
основоположника олигофренопедагогики Эдуарда
Сегена на вопрос о том, к чему делает способными
детей специальное воспитание: оно делает их
способными к труду. А мы можем похвастаться такой
же заботой не об умственно отсталых, а о самых
обычных детях?
Марина СТЕПАНОВА
|