Как
преодолеть
трудности в обучении детей
|
А.Ф. Ануфриев,
С.Н. Костромина
М.: Ось-89, 2005
|
Когда среди новинок 2005
года я увидела третье издание этой книги, то
порадовалась за психологов, у которых появится
надежный диагностический и развивающий
инструментарий.
Основу книги составляют представленные в первом
разделе психодиагностические таблицы для
определения типичных трудностей в обучении. А
ведь именно эта задача является порой самой
сложной для специалистов, особенно начинающих,
поскольку психологов практически не готовят к
такой работе. Часто, оказавшись один на один с
конкретной проблемой ученика (например, тот
постоянно переспрашивает учителя на уроке),
психолог начинает диагностировать его всеми
доступными способами. Можно с большой долей
вероятности предположить, что в результате этих
усилий, измучив себя и ученика, психолог не
сможет оказать конкретную и эффективную помощь.
Ведь предпосылок для возникновения той или иной
трудности в обучении может быть великое
множество, и нужно не только иметь полное
представление обо всех возможных вариантах, но и
понимать, какие из них лежат в основе
неуспешности конкретного ребенка.
Здесь необходимым ориентиром служат материалы,
представленные в таблицах. Они дают возможность
связать типичные отклонения, наблюдаемые во
внешних проявлениях учебной деятельности, с
классификацией наиболее вероятных причин данных
отклонений. Существенную помощь в работе окажет
перечень психодиагностических и коррекционных
методик, который сопровождает каждую из
перечисленных в таблице причин.
Работа с этими материалами позволяет связать
воедино все этапы постановки психологического
диагноза: от запроса со стороны учителя или
родителей до конкретных рекомендаций и
коррекции.
Ценность этого пособия еще и в том, что читатели
найдут здесь необходимые для работы
диагностические и коррекционные материалы.
Представленные в книге психодиагностические
методики охватывают все основные познавательные
процессы (внимание, память, мышление, речь, а
также сформированность приемов учебной
деятельности и развитие личностно-мотивационной
сферы). Каждая из методик содержит подробное
описание процедуры ее проведения, инструкцию и
интерпретацию результатов.
По этой же схеме сгруппированы развивающие игры
и упражнения, которые также имеют подробное
описание и необходимые иллюстративные и
стимульные материалы, поэтому могут эффективно
использоваться как учителями, так и родителями.
Это открывает дополнительные возможности работы
с материалами данного пособия, что несомненно
повысит ее результативность.
Для начинающих психологов книга предлагает
хороший способ организовать комплексную работу
с ребенком: получив от родителей или педагогов
конкретный запрос, ориентируясь на заданный в
таблице алгоритм, психолог проводит необходимую
диагностику, а затем, опять-таки в соответствии с
рекомендациями, выстраивает
коррекционно-развивающую программу, к
реализации которой подключаются учителя, мамы и
папы.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|