Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЯМИ

В письмах, приходящих в редакцию, в ответах на анкету, опубликованную в
№ 17 «Школьного психолога» в 2005 году, при личных встречах с членами редакции вы, уважаемые читатели, задаете много вопросов, высказываете свои пожелания по поводу содержания нашей с вами газеты. Думается, пришло время ответить на те вопросы и пожелания, которые звучат особенно часто.

«Очень хотелось бы, чтобы газета побольше внимания уделяла описанию действенных форм взаимодействия с родителями».
«Публикуйте все, что касается работы с семьей!»
«Нас интересует оказание практической помощи родителям в психотравмирующей ситуации».

C радостью сообщаю, что кроме традиционной рубрики «Вместе с родителями» в этом году начнет регулярно выходить новая газета в газете «Семейная консультация», где тема семьи найдет отражение. Ведущие психологи, специализирующиеся в области психологии семьи и семейной психотерапии, расскажут о формах, средствах и методах работы с семьями наших учащихся.

В «Семейной консультации» будут публиковаться также материалы, адресованные непосредственно родителям.

«Расскажите о формах работы с воспитателями в детских садах».
«Нужны специальные материалы в помощь учителю (статьи, лекции)».
«Как могут сотрудничать психолог и социальный педагог?»
«Напечатайте советы педагогам по работе с трудными детьми».

Роль психолога в школе меняется, он постепенно переключается с «пожарной» функции «ответа на запрос» на работу с образовательной системой, а значит, усиливается значение его взаимодействия со всеми субъектами образовательной среды. «Школьный психолог», без сомнений, эти изменения учитывает, и материалов о работе с ближайшими смежниками станет больше. И в первую очередь — о взаимодействии с педагогами. Только в этом номере вы найдете сразу два больших практических материала о работе психолога с учителями.

«Опишите работу с детьми раннего и дошкольного возраста (3–4 года)».
«Не исчезнет ли из газеты «Дошкольный психолог»?»

Газета в газете «Дошкольный психолог» никуда не денется и будет регулярно выходить во вкладке. В ней мы планируем рассказывать и о психологической работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

«Прошу печатать материалы о работе педагога-психолога в профессиональном колледже (лицее), ПТУ».
«Освещайте вопросы психологической службы в профессиональном образовании».

Понятно, что специального издания для психологов профессионального образования нет, но мы же — «Школьный психолог». К сожалению, невозможно публиковать материалы абсолютно для всех категорий практических психологов — не печатать же сценарии бизнес-тренингов?! Впрочем, для коллег из системы образования — пусть даже и не школьного, а начального профессионального — тоже планируем предложить интересные разработки.

«Нужно, чтобы в газете было больше конкретных разработок»;
«...тренингов»;
«...материалов по сказкотерапии»;
«...материалов по музыкотерапии».
«Побольше тестов, методик психодиагностики».

Казалось бы: ну сколько можно публиковать тренинговые сценарии?! Но если надо, значит — будем. И сказкотерапия, описание методов и приемов которой вы найдете чуть не в каждом номере прошлого года, и музыкотерапия, и другие направления практической психологии тоже не останутся без внимания. Тестов в прошлом году мы и вправду опубликовали немного — в этом году поправим ситуацию.

Вас, дорогие читатели, интересуют следующие темы:
толерантность;
этика и психология семейной жизни;
профориентация (классные часы и др.),
профориентационное консультирование;
современные исследования в области психологии;
нейропсихологическое обследование;
половое воспитание;
требования к составлению программ по психологии;
психология массовой коммуникации (особенно Интернет);
изучение взаимоотношений в классе;
индивидуальные развивающие занятия для младших школьников;
уроки психологии в средней школе;
оформление кабинета педагога-психолога;
организация работы методических объединений педагогов-психологов;
работа сельского психолога;
психологическое здоровье детей.

Можно было бы подробно поговорить обо всем этом, но я отвечу кратко: по всем этим темам уже готовятся материалы, которые обязательно будут опубликованы в этом году на страницах нашей газеты.

«Объясните, как работать школьному психологу в новых условиях реформы образования».
«Срочно опубликуйте материалы о психологическом сопровождении профильного обучения и о предпрофильной подготовке».
«Очень важные проблемы — ЕГЭ и психологическая подготовка к нему, элективные курсы по психологии, профильные педагогические и психологические классы.

Как работать в новых (а точнее, постоянно меняющихся) условиях и не реформы, а, как теперь деликатней говорят, модернизации образования, а также в условиях перехода школ на «подушевое» финансирование, мы обязательно расскажем. И вы, дорогие читатели, поделитесь своим опытом с коллегами. Будем рады. Относительно элективных курсов — мы уже печатали несколько по психологии (см., например, № 22, 2005). Планируем продолжить эту традицию. А теме психологической поддержки подготовки к экзаменам посвятим специальный тематический номер. Как и теме профильного обучения.

«Хотелось бы специальных материалов об особых детях».
«Как оказать психологическую помощь ребенку, пережившему травму?»
«Нас волнует проблема воспитания и обучения детей с ММД И ПШОП».
«Нужен практический материал по работе с семьями проблемных детей и о помощи детям из семей алкоголиков»
«Очень актуальна проблема социально-психологической реабилитация детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
«Как работать со слабоуспевающими и одаренными детьми?»
«Публикуйте статьи о психологе в детском социальном приюте, о работе с детьми в школах VII, VIII вида, о диагностике ЗПР, УО».

Последний тематический номер 2005 года как раз и был посвящен «особому ребенку». Но в связи с тем, что «проблемных», «трудных», «детей с ограниченными возможностями адаптации» и т.п. меньше не становится, мы будем постоянно обращаться к этой теме. Не забудем не только о слабоуспевающих, но и об одаренных. О последних обещал писать хорошо известный нашим читателям А.И. Савенков. А о работе с детьми, пережившими психологическую травму, подготовил материалы О.Е. Хухлаев.

«Нужно избежать необходимости размещать рекламу».
«Просим выходить не два, а четыре раза в месяц».
«Почему нет цвета в картинках и фотографиях?»
«Почаще печатайте советы юристов и информацию от чиновников о новых документах».
«Давайте больше адресов, где можно приобрести литературу и методики».
«Просим вас печатать новые материалы (не дублировать)».
«Советуем более критично относиться к статьям практической ориентации, в них часто находится либо мнимое новаторство, либо восторженный примитивизм».
«Объявляйте новые конкурсы!»

К сожалению для многих наших читателей (да и для нас самих), мы не можем отказаться от рекламы, а также не сможем выходить каждую неделю. Это необходимые условия, которые мы должны выполнять. Увы, и цветная печать нам пока не по силам.

Рубрика «Обратная связь» сохраняется. На ваши вопросы ответят и юристы, и чиновники, и ученые. Вы, самое главное, спрашивайте!

Адреса ведущих издательств, с которыми можно связаться по поводу приобретения книг, методик, настольных игр для детей, мы публикуем в этом номере во вкладке «Печатное слово».

Что касается дублирования материалов: никогда еще «Школьный психолог» не печатал одни и те же статьи. Хотя, откровенно говоря, нас часто об этом просят, поскольку многие очень хорошие материалы, опубликованные несколько лет назад, сейчас уже нигде невозможно найти. Ощущение повторов возникает, возможно, потому, что наши авторы часто обращаются к тем же «вечным» темам — работе с детьми, не готовыми к школе, тренингам с подростками и т.п.

По поводу критичности в отношении к статьям практической ориентации — редакция старается осуществлять достаточно жесткий отбор приходящих к нам материалов. При этом мы считаем, что если автор предлагает любопытную модификацию пусть даже хорошо известной развивающей методики, то имеет смысл познакомить коллег с его находками.

А конкурсы будут продолжаться (новый объявляется в этом номере), и мы по-прежнему ждем от вас новых разработок!

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
газеты «Школьный психолог»