Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2007


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук

Психология здоровья школьников:
технология работы

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17 Лекция 1. Психология здоровья. Различные представления о здоровье. Психическое и психологическое здоровье. Социология здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья
18 Лекция 2. Психология здоровья в школе. Влияние школы на здоровье школьников. Педагогика здоровья. Психология здоровья участников образовательного процесса
19 Лекция 3. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья. Поведенческие установки, факторы, воздействующие на их формирование. Особенности формирования поведенческих установок у детей и подростков
Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе. Комплексный психолого-педагогический подход: классные часы, тренинги, психологические игры и др. Особенности применения различных форм и подходов
21 Лекция 5. Алгоритм построения программы. Структура программы и выбор тем занятий. Алгоритм построения занятий
Контрольная работа № 2
22 Лекция 6. Особенности проведения психопрофилактической работы с учащимися. Учет возрастных особенностей учащихся, периодов учебного года. Учет возрастных особенностей подростков при проведении тренинговых занятий, посвященных различным проблемам
23 Лекция 7. Особенности проведения психопрофилактической работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами. Синдром профессионального выгорания. Работа с родителями
24 Лекция 8. Проверка эффективности программы. Подходы к оценке эффективности. Проективные методики. Контрольные вопросы. Психологические игры. Самоанализ. Характерные ошибки при разработке авторских программ.
Итоговая работа должна представлять собой цикл из 3–5 тренинговых занятий или сценарных планов классных часов по формированию ценностного отношения к здоровью для одной из учебных параллелей основного или среднего звена школы. К работе необходимо приложить справку (акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении и подтверждающую факт проведения цикла занятий

ЛЕКЦИЯ 7
Особенности проведения профилактической работы
с педагогами и родителями
(материал подготовлен совместно с М.А. Ступницкой)

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей,
проверьте ваше собственное поведение.

А.С. Макаренко

Работа с педагогами

В лекции 1 отмечалось, что одной из задач психологии здоровья является повышение уровня психологической культуры. Формулируя основные задачи школьного психолога, доктор психологических наук Ю.З. Гильбух еще в конце 1980-х годов на первое место поставил «повышение психологической культуры учителей, родителей и учащихся». Второй главной функцией он считал изучение «педагогами интересов, склонностей и способностей школьников в связи с дифференциацией обучения…».

Надо заметить, что обе функции тесно связаны между собой: педагог может и должен изучать психологию применительно к своей профессии, так же как школьный психолог должен иметь представление об учебных программах, дидактике и других составляющих школьной жизни. Об этом писала И.В. Дубровина, неоднократно подчеркивая, что «именно взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога… необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения»1.

«Вместе с тем одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с педагогами», — отмечала в своей книге «Технология работы психолога с учителями» Н.В. Клюева2.

В последнее время количество работ, посвященных взаимодействию психологов и педагогов, заметно увеличилось. Однако реализация имеющихся рекомендаций нередко вызывает затруднения. Во-первых, нелегко найти «окно» в школьном расписании, чтобы, например, собрать на консилиум всех учителей, работающих в той или иной учебной параллели. Во-вторых, учителя, имеющие возможность повысить свою заработную плату только за счет увеличения количества проведенных уроков, неохотно тратят свободное время на «заморочки» психологов. И наконец, в соответствии с общеизвестным мнением, учителя, уча других, как правило, не любят учиться сами.

Тем не менее возникающие трудности не отменяют необходимости решения задач, которые ставит перед школой психология здоровья. В частности, такая задача, как повышение психологической культуры педагога, может осуществляться по трем направлениям:

— расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов учителя в целях повышения эффективности обучения;

— привлечение педагогов к работе в русле психологии здоровья;

— профилактика профессионального выгорания педагогов.

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

В.А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ возможен только при взаимодействии педагога (в том числе логопеда) с психологом и медицинским работником. Наиболее распространенной формой такого взаимодействия является психолого-медико-педагогический консилиум.

Школьный консилиум — ценнейший инструмент, позволяющий составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода. Кроме решения такой утилитарно-педагогической задачи, консилиум решает и другую: взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомя психолога со спецификой школьной программы и раскрывая педагогу психологические истоки успешности (или неуспешности) его учеников3.

Совместная деятельность специалистов различного профиля может быть осложнена одной проблемой, — отсутствием единого профессионального языка. Дело не только в том, что такие термины и аббревиатуры, как «мутизм», «деменция», «ФФН» или «ОНР», не входят в традиционный словарь учителя. Под одним и тем же словом или выражением представители различных профессий могут подразумевать различные понятия. Так, под таким понятием, как «слабый ученик», классный руководитель может подразумевать неуспевающего, медицинский работник — болезненного, а учитель физкультуры — неловкого, неуклюжего ребенка. Вместе с тем постоянные пояснения и «перевод» непонятных слов не только могут затормозить ход консилиума (беседы, консультации), но и вызвать неприятие учителем «шибко умного» психолога.

Эту проблему позволят разрешить семинары с элементами тренинга (ни в коем случае не лекция). Ненавязчивые игровые моменты способствуют преодолению сложностей профессионального общения. Педагоги нередко проявляют консерватизм, когда речь заходит о том, что кто-то будет их обучать их же профессии. В этой ситуации заинтересовать слушателей можно по-разному: через участие в интересных, хорошо подготовленных консилиумах после индивидуальных бесед и консультаций, а также при помощи таких средств обучения, при использовании которых слушатели имеют возможность принимать самое активное участие в создании «конечного продукта» (программы, памяток, инструкций и пр.). В последнем случае педагоги наравне с психологами оказываются причастными к получению конечного результата.

Одним из таких средств является организационно-деятельностная игра (ОДИ). Эта форма работы школьного психолога строится на принципе моделирования различных школьных ситуаций для выработки наиболее эффективных решений. ОДИ обладает определенными качествами, к которым относятся: игровой замысел, четко очерченные правила, игровые действия, познавательное содержание (что отличает ОДИ от игр вообще), оборудование, итоговый результат. Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в процессе игры и порядок игровых действий, которые дают возможность участникам проявить себя. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся средства, используемые для наглядности: фломастеры, бумага, магнитофон, видеомагнитофон и другие предметы. Итоговый результат (решение проблемы) является завершением игры и сопровождается обязательной рефлексией.

Выбор темы ОДИ во многом зависит от актуальной потребности педагогического коллектива. Вместе с тем, предвосхищая распространенный вопрос «а что делать, если ученик делает (или не делает)
то-то и то-то» и собственный ответ «это смотря какой ученик…», представляется полезным одну из первых игр посвятить типологии.

Игру (после приветствия) можно начать с короткого упоминания о значении типологии. Невозможно обучать личность, не зная ее особенностей и не умея эти знания применить на практике. Типология помогает составить представление о человеке в целом, что, собственно, и нужно педагогу в первую очередь. Для этой цели представляется полезным познакомиться (или вспомнить) некоторые классификации людей вообще и детей в частности. Существует типология, например, «школьных типов» П.Ф. Лесгафта: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый», «угнетенный», а также рассматриваемый в качестве педагогически желательного «нормальный тип». Есть шуточные классификации, одна из которых основана на героях хорошо известной книги о Винни Пухе: в характерах ее персонажей достаточно наглядно описаны различные типовые особенности4.

Ведущий предлагает педагогам продолжить высказывания: «Я думаю, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками…», «Мне кажется, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками десятилетней давности…». Все высказывания записываются на доску. Отмечаются как позитивные, так и негативные особенности современных школьников.

Ведущий обращает внимание на те особенности, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности в процессе обучения и воспитания. Затем он предлагает выделить качества учащихся, наиболее значимые с точки зрения педагогов для обучения, общения, социализации. Во время записи качеств участники определяют по 10-балльной шкале (от –5 до +5) количество баллов, адекватных уровню развития того или иного качества у «среднего» ученика. Качества могут называться самые разные, например «речь», «учебный мотив», «организованность», «чувство ответственности за свои поступки», «коммуникабельность», «поведение», «самостоятельность». Проставив баллы против каждого из качеств, ведущий обращает внимание на то, что подобный усредненный набор качеств может быть присущ совершенно разным, непохожим друг на друга учащимся.

Участники делятся на четыре группы, каждая из которых, опираясь на собственный опыт, приводит примеры — разных «трудных» учащихся с описанными выше качествами. Суммируя сказанное учителями, ведущий предлагает характеристики четырех типов школьников. После того как зачитываются характерологические сведения, ведущий или его ассистент демонстрирует шаржированный портрет. Обращается внимание, что названия типов («наглый малый», «шикарная девица», «серая мышка», «плакса») не являются научными и взяты из лексикона педагогов. Кроме того, они отнюдь не диссонируют с названиями, предложенными сто лет назад П.Ф. Лесгафтом.

«Наглый малый». Стремится к лидерству в группе, и, как правило, ему это удается. Игнорирует условности и авторитеты. Общительный, ориентируется на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Отличается спонтанностью в поведении, не всегда способен прогнозировать результат своих действий и высказываний, безответственен. Часто использует ненормативную лексику. Любые эмоции проявляются ярко, во время разговора склонен к выраженной жестикуляции. Решителен, готов к pиcкy, не тepяeтcя пpи cтoлкнoвeнии c нeoжидaнными cитyaциями. Уверен в своих возмoжнocтяx, инициaтивeн.

Зачастую имеет достаточно высокий ypoвeнь интeллeктyaльнoгo paзвития, может быть точным и успешным в дeлax, кoтopые ему привычны. Иногда не различает грань между свойственным ему артистизмом и клоунством, неуместной эксцентричностью во время занятий серьезными делами. То же самое относится к лидерским тенденциям, которые иногда носят характер агрессивности, мнимого превосходства над сверстниками.

«Шикарная девица». Предпочитает одежду, подчеркивающую фигуру или отдельные ее части. Активно использует косметику, иногда злоупотребляя ею. Для нее представляется важным, как ее внешность оценивается значимыми окружающими. В зависимости от настроения может играть в Девицу-вамп или в Наивную девочку.

По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении более младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Неспособна формировать длительные привязанности. Не может в течение длительного времени сосредотачиваться. Мечтательна. Читает (точнее — просматривает) только молодежные и «женские» журналы. Любит большие и шумные компании, сплетни.

К учебе относится равнодушно, полагая, что ей ни для поступления в институт, ни для карьеры это не понадобится — проблемы решит богатый папа или, в дальнейшем, муж. Однако, будучи подчиняемой, может заниматься или делать вид, что занимается.

«Серая мышка». Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность и отгороженность в глазах. Подросток несколько скептичен, что внешне проявляется в опущенных уголках рта. Не слишком хорошо координирован, реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных или спортивных игр на уроках физкультуры. Сторонится шумных одноклассников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Избегает установления близких, эмоционально окрашенных отношений. Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает оттого, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей.

Учится неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.

«Плакса». Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Неспособен к самостоятельной оценке обстоятельств, а также к принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен. Для подростка этого типа характерна определенная «привычная» жертвенность, он занимает место аутсайдера в любом коллективе. Несмотря на наносимые обиды, стремится к общению, нуждается в «опекуне». Часто, будучи не принимаемым в среде сверстников, тянется к взрослым.

Вынужденная замкнутость может сочетаться с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. Обладает низкой самооценкой, ориентирован на неудачу, поэтому способен отказаться от любой деятельности («все равно у меня ничего не получится!»).

Завершая чтение характеристик, ведущий напоминает, что описанные типы не исчерпывают всего многообразия «трудных» подростков и редко встречаются в «чистом виде». Затем ведущий предлагает вспомнить наиболее характерную проблемную ситуацию с участием «трудного» подростка (опоздание на урок, неприготовленное домашнее задание, отказ от выполнения задания на уроке и т.д.).

Каждая из четырех групп получает задание воспроизвести стратегию поведения ученика одного из типов (каждая группа выбирает какой-либо вариант) и предложить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации. Выполнение этого задания позволяет учителям «прожить» конфликт в роли ученика.

Подводя итоги, ведущий предлагает участникам закончить одну из фраз: «Мне наиболее сложно выстроить отношения с одним из четырех типов, потому что…», «Для меня важно, что я умею в общении с одним из типов делать… (чувствовать, прогнозировать)». Для мотивации педагогов на участие в следующей встрече им предлагается анкета, в которой перечисляются проблемы, актуальные для данной школы, с просьбой оценить по 5-балльной шкале их приоритетность для выбора в качестве темы для обсуждения, тренинга или игры.

Следующее направление — привлечение педагогов к работе в русле психологии здоровья. В лекции 4 говорилось о различных вариантах профилактической работы в школе, в том числе на уроках и классных часах. Классный час может быть эффективным средством формирования установки, особенно если проводить его с элементами тренинга.

Учитывая, что психолог, как правило, не в состоянии охватить своим вниманием всех учащихся школы, педагоги могут взять на себя проведение тренинговых занятий (после обязательной специальной подготовки). Однако далеко не каждый педагог подходит для этой роли: чрезмерно демократичный, так же как и чрезмерно авторитарный стиль, скорее всего, будут помехой в работе. Желательно, чтобы учитель, независимо от возраста, был примером здорового образа жизни. Фраза «Да вы же сами курите!», произнесенная учеником в адрес педагога на занятии, посвященном вредным привычкам, способна полностью уничтожить профилактический эффект.

Синдром профессионального выгорания

Исследования показали, что «физическая и психоэмоциональная нагрузки учителя многократно превышают предельно допустимые значения». По степени напряженности стресс, который регулярно испытывает учитель, в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть у профессионалов, работающих с людьми и несущих большую ответственность5. Не забудем, что учитель, находясь в состоянии стресса, способен серьезно (пусть даже неумышленно) навредить ученику. Известно, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта грубый, несправедливый начальник. Но у взрослого человека всегда есть возможность изменить ситуацию, в конце концов, уволиться. У ребенка такой возможности нет.

Исследования, проводимые в течение нескольких лет научно-методическим центром «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, показали: в начальных классах у авторитарных педагогов учащиеся болеют достоверно чаще. Причина имеет психосоматическое происхождение, так как единственным легальным способом пропустить занятия у ребенка является болезнь. Утомленный психологическим давлением организм «с радостью» заболевает, предоставляя ученику долгожданную передышку.

К сожалению, педагоги нередко переносят на учащихся свои негативные эмоции и переживания. Те же, кто искренне старается удержать негатив в себе, как правило, сами приходят к соматическим заболеваниям и, как следствие, к профессиональной несостоятельности. Таким образом, исходя из тезиса, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, мы должны задуматься о психогигиене — системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей.

Созданию системы психогигиены в школе посвящено немало работ (некоторые из них приведены в списке рекомендуемой литературы). Однако успешность реализации любой системы во многом зависит от мотивации задействованных в ней педагогов. Скажите загруженной работой и семейными проблемами учительнице, что сегодня после уроков завуч с психологом будут учить, как надо жить, и гарантированно получите отрицательный результат.

Ниже предлагается материал для проведения педагогического совета, посвященного вопросам здоровья учителей.

Учитель — одна из самых востребованных и при этом наименее оплачиваемых профессий. Возможность получения относительно высокой зарплаты существует только за счет увеличения количества работы и, соответственно, сокращения времени на отдых.

Помимо неадекватной оплаты труда есть и другие факторы, отрицательно влияющие на самочувствие учителя. Среди них гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

День за днем уровень напряженности накапливается. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, повышенная утомляемость. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или (если нельзя уменьшить) формализовать время взаимодействия с учащимися. Так возникает синдром профессиональной деформации.

Что это за синдром и почему он возникает?

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки.

При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных, но разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать дольше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «организм потребовал». Большие нервно-психические нагрузки, сопровождающие работу педагога (и, кстати, психолога), не всегда позволяют организму восстановиться естественным путем.

Таким образом, профессиональная деформация — это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на психологическую структуру личности и профессиональную деятельность.

Первая стадия начинающейся деформации — затруднения на уровне выполнения несложных, казалось бы, функций: забывание каких-то моментов, например внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и пр. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, сокращение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится, как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

Существует несколько типов профессиональной деформации.

У педагога может сформироваться так называемая должностная деформация: появляется нетерпимость к иному мнению («есть два мнения — мое и неправильное»), исчезает умение видеть собственные ошибки, снижается самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он безоговорочно перенимает принятые в организации модели поведения, как бы «прогибается» под них.

При глубокой деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств: властность, низкая эмоциональность, жесткость, неумение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, осваивать новые методы работы.

Основная причина синдрома:

— несоответствие должностных обязанностей и реальных возможностей;

— отсутствие (в том числе субъективно ощущаемое) адекватного вознаграждения за труд, которое переживается работником как непризнание его труда, что приводит к возникновению постоянного чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию;

— несоответствие собственных этических принципов должностным требованиям (например, необходимость завышать отметки).

У педагогов, как правило, нет специальных навыков профессиональной коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций в процессе общения с детьми, родителями, администрацией. Педагогов не учили тому, чему учат менеджеров, а интуитивно найденные способы могут быть очень затратными.

Таким образом, выгорание — это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.

Кстати, психологи установили, что выгорание «заразно»: те, кто подвержен синдрому, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится равнодушие, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения. Наоборот, они заставляют испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Агрессивные реакции учителя, так же как и его равнодушие, становятся одной из причин школьного стресса детей.

В этой ситуации защитные механизмы ученика заставляют его грубить учителю, не выполнять задания по предмету, прогуливать ненавистные уроки. Взаимное индуцирование учителя и ученика грубостью или равнодушием образует «эффект бумеранга».

Далее участникам предлагается подсчитать утвердительные ответы на следующие вопросы.

Насколько вы подвержены
профессиональной деформации

1. Я думаю, что меня недооценивают / Я считаю, что не получаю достойного вознаграждения за свою работу.

2. Я постоянно переживаю за качество своей работы.

3. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.

4. В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны / я проваливаюсь в сон «как в омут» и сплю без сновидений.

5. Обычно у меня не хватает времени на отдых.

6. Мне все труднее сохранять самообладание в ситуациях конфликтов.

7. Мне не хватает возможностей для самореализации.

8. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

9. Я испытываю страх, что могу потерять работу.

10. Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки).

11. Время от времени я забываю обыденные вещи (например, сделана ли необходимая запись в журнале или дневнике).

12. В последнее время мне не хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе: коллег, учащихся, родителей.

13. Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.

14. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил, энергии.

Ключ

До 4 утвердительных ответов. У вас пока все сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя еще раз через полгода.

5–9 утвердительных ответов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.

10 и более утвердительных ответов. У вас профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка — вот те заболевания, которые ждут вас, если вы не измените свою жизнь.

Проект решения педсовета представляется в виде таблицы.

Проект решения педагогического совета

Что препятствует возникновению синдрома профессионального выгорания Решение
педагогического совета
Соблюдение единых требований к учащимся снижает конфликтность в отношениях с детьми и родителями Перед началом учебного года на заседаниях методических объединений обсудить (при необходимости дополнить) Единые требования к учащимся, а также Правила педагогического этикета, соблюдение которых способствует благоприятной психологической атмосфере в процессе обучения и воспитания
Освоение новых технологий работы повышает творческую составляющую педагогического труда и избавляет от стереотипов в работе Заместителям директора по учебной, учебно-воспитательной, опытно-экспериментальной работе, председателям методических объединений организовать изучение и освоение педагогами новых педагогических технологий, способствовать развитию творческих инициатив учителей
Участие в окружных и городских мероприятиях с целью передачи опыта избавляет от ощущения невостребованности и дает чувство признания своей работы Рассмотреть возможность организации ежегодной учительской конференции, посвященной новым педагогическим идеям; поощрять участие в окружных, городских и федеральных семинарах и конференциях; публикации в профессиональных изданиях, повышение квалификации
Физическая активность и забота о своем здоровье дают возможность бороться со снижением ресурса Методическому объединению физического воспитания организовать работу педагогического фитнес-центра
Освоение индивидуальных техник преодоления последствий синдрома профессионального выгорания способствует развитию устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности Психологической службе школы разработать, а председателям методических объединений включить в планы работы семинары для педагогов по профилактике профессионального выгорания
... ...

Работа с родителями

Налаженный диалог с родителями должен стать одним из первых шагов в профилактической работе. Это — важнейшее условие, так как в семье у ребенка вырабатываются привычки, способствующие (или препятствующие) формированию навыков здорового образа жизни.

Однако несмотря на то что тема здоровья должна быть одинаково значимой для всех родителей, некоторые из них относятся к профилактической работе настороженно. Нередко тревогу и отторжение вызывают наиболее острые темы, посвященные профилактике употребления психоактивных веществ («а что, у вас в школе дети употребляют наркотики?») и заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе СПИДа («я вообще запрещаю говорить с моим ребенком на эту тему!»).

Высоко оценивая роль физической составляющей здоровья, родители подчас не придают серьезного значения его психологической составляющей. Очень важно показать им «неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценной жизни» (О.В. Хухлаева).

Первая встреча психолога с родителями может проходить на традиционном родительском собрании. Предварительно желательно провести индивидуальные беседы с наиболее авторитетными, а также наиболее проблемными родителями. Это позволит определить общий родительский настрой и избежать неожиданностей на классном собрании. На собрании, цель которого — знакомство с задачами предполагаемого курса, представляется важным присутствие людей, чье мнение может быть значимым для родителей. Это — классный руководитель, директор школы, психолог, а также приглашенные специалисты.

Родители должны знать содержание курса — это обеспечит их спокойствие и уверенность. Возможна ситуация, при которой часть родителей не согласится с тем, что их детей будут знакомить в школе с такой непростой темой, как, например, ВИЧ/СПИД. Кто-то предпочтет собственные разъяснения, кто-то будет принципиально против подобного знакомства вообще. В этих случаях именно за родителями остается право выбора.

При планировании собрания следует обратить внимание на необходимость передачи родителям определенной информации. К ней относятся данные о распространении ВИЧ/СПИДа в мире и стране; негативное влияние рекламы и СМИ (фактор, отсутствовавший ранее) в первую очередь на подростков и молодежь, а также положительный эффект применения профилактических программ. Интерес у родителей вызывают темы «Как решать конфликты с подростками», «Воспитание у детей ответственности и самостоятельности», «Что такое пятый класс в жизни и в школе» и другие.

При решении задач психологии здоровья в школе необходимо помнить, что успеха можно добиться только в случае вовлечения в эту работу всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей.


1 Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. — М.: Знание, 1989.

2 Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. — М, 1999.

3 Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. — М., 2000.

4 Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1981.

5 Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Методические рекомендации. — Ярославль, 2001.

Рекомендуемая литература

1. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. — М., 2000.

2. Резапкина З., Резапкина Г. Психологический портрет учителя // Школьный психолог. — 2006. —
№ 6, 7.

3. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Методические рекомендации. — Ярославль, 2001.

4. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. — Минск, 1998.

5. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. — М., 2002.

6. Хухлаева О.В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. Курс лекций // Школьный психолог. — 2006. — № 17–24.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные направления работы по повышению психологической культуры педагога?

2. Какие активные формы обучения могут использоваться в процессе взаимодействия психолога и педагога?

3. Перечислите факторы, способствующие возникновению синдрома профессионального выгорания учителей.

4. Почему профилактическая работа может вызвать неудовольствие у родителей? Как этого можно избежать?