Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Репортаж

В Коломенском государственном педагогическом институте ежегодно организуются и проводятся конференции общероссийского уровня, посвященные актуальным проблемам психологии образования. Судя по составу приглашенных гостей и вопросам, которые на них рассматриваются, проходят они на достаточно высоком уровне.

Встреча в Коломне

Очередная VIII Всероссийская научно-практическая конференция “Практическая психология образования XXI века: проблемы и перспективы” состоялась 3–4 декабря при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Московской области.

Напомню, что Коломна — один из древнейших городов Подмосковья. Наряду со значительным количеством памятников архитектуры, древнейшие из которых относятся к ХIV веку, здесь работает ряд вузов, крупнейший из которых — КГПУ.

К психологам и психологии в Коломенском педуниверситете относятся с любовью и уважением. Это проявилось с самого начала конференции, на открытии которой выступили В.Н. Ахренов (заместитель министра образования Правительства Московской области) и А.Б. Мазуров (доктор исторических наук, профессор, ректор КГПИ).

Приветствуя участников конференции, Владимир Николаевич поделился своими взглядами на психологию и психологов. Возлагая на представителей этой профессии большие надежды, зам. министра образования МО считает, что современным психологам нужна серьезная и фундаментальная профессиональная подготовка. Ведь успех в любой работе зависит не только от профессионального мастерства каждого психолога, но и от имиджа профессии в целом. Во-многом благодаря специалистам, которых готовят в КГПИ, профессиональное психологическое сообщество Московской области является активным и высококвалифицированным. В различных образовательных учреждениях области работает 2124 педагога-психолога. Из них 30% — молодые специалисты. 55% психологов работают в общеобразовательных учреждениях, 40% — в дошкольных учреждениях, оставшаяся часть — в ППМС-центрах.

Подробно о деятельности института и основных подходах к подготовке специалистов рассказал в своем выступлении “Психолог и современное образовательное пространство” ректор Коломенского государственного педуниверситета. Алексей Борисович особо отметил активную работу студентов и выпускников КГПУ в местном отделении Федерации психологов образования России, руководит которым И.М. Ильичева (доктор психологических наук, профессор, декан психологического факультета). Эта общественная организация стала своеобразным методическим центром для коломенских психологов. Регулярно собираясь на свои встречи и мероприятия, они не только делятся опытом и учатся чему-то новому, но и определяют наиболее перспективные направления своей работы. Сейчас это — психолого-педагогическое сопровождение семей, и в первую очередь тех, кто взял на попечение детей, оставшихся без родителей.

В отличие от большинства других конференций почетные члены президиума не покинули пленарное заседание сразу же после выступления, а внимательно выслушали докладчиков. Среди них были гости конференции, ведущие ученые И.В. Дубровина и В.И. Слободчиков.

И.В. Дубровина внимательно слушала и оценивала выступления

Тема доклада И.В. Дубровиной (доктор психологических наук, профессор, академик РАО) “Психологическая культура общества как зона ближайшего развития ребенка” определила всю тональность дальнейших выступлений. Ирина Владимировна с сожалением констатировала что современные школьники знаниями о себе как о личности практически не обладают. А таких детей легко убедить как в собственной гениальности, так и в собственной неполноценности — с такой неадекватностью самооценки психологи все чаще сталкиваются в своей работе. Внутренняя психологическая культура полностью исключает подобное манипулирование.

Преподавание психологии делает знания личностным достоянием человека. Здесь важно то, что на уроках психологии ребенок не только получает знания по предмету, но и учится переживать и сопереживать. А в том, что именно переживания составляют основу развития личности, И.В.Дубровина убеждена. В результате возникает единство интеллектуального и эмоционально-нравственного развития ребенка, что обеспечивает всесторонность его развития.

В русле гуманитарного подхода к развитию и обучению ребенка выступил и В.И.Слободчиков (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО). Его доклад был посвящен духовным проблемам человека в современном мире. С позиций антропологического подхода Виктор Иванович рассмотрел возможности духовного становления человека в нашем непростом и часто далеком от духовности обществе.

Присутствие на секции В.И. Слободчикова
вывело обсуждение на философский уровень

Несмотря на прикладной характер своего выступления (“Современные направления преподавания гуманитарных дисциплин в процессе формирования личности космонавта”) В.М.Усов (доктор медицинских наук, профессор, научный сотрудник научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина) много говорил о проблемах духовного и личностного развития будущих покорителей космоса, о необходимости формирования психологической культуры как основы их мировоззрения. Ведь члены экипажей, работающие на орбите, являются не только исследователями, но и испытателями. А здесь важна морально-нравственная позиция ученого, его отношение к результатам своего труда и труда своих коллег.

О.Я.Емельянова (кандидат педагогических наук, доцент Воронежского государственного гуманитарного университета) в своем докладе затронула крайне актуальную сейчас тему “Психологические аспекты адаптации образовательных мигрантов”.

С позиции психологической культуры рассматривались и вопросы, отражающие тематику секций. Их было пять — в соответствии с основными направлениями подготовки психологов в вузе: психология труда и социальная психология, психология личности, психология спорта, психология образования, специальная психология и коррекционная педагогика.

Такая организация работы является традиционной для коломенских конференций, посвященных психологии образования. И подготовка психологов в вузе, и их дальнейшая работа рассматриваются здесь как единый процесс. Кто лучше психологов-практиков может поставить перед организаторами учебного процесса те проблемы, которые необходимо решать при подготовке нового поколения специалистов-психологов? Со своей стороны, ученые, работающие в вузе, могут помочь своим коллегам в решении задач их практической деятельности.

На таких конференциях психологи, работающие в разных сферах, имеют возможность общаться и взаимодействовать друг с другом. Вместе обсуждать важные для них вопросы. Было интересно наблюдать за тем, как на одной из секций студенты атаковали вопросами Е.А.Мохначева (командира подразделения в/ч 88612), который рассказывал о возможностях тренинговой работы в вооруженных силах. Как мне показалось, дискуссия была интересна и полезна и будущим специалистам, и кадровым военным.

Военные увлечены не только
психологической практикой, но и наукой

Практически на всех секциях затрагивались и оживленно обсуждались вопросы духовно-нравственного развития личности. Именно эта проблема является сейчас ключевой. Причем не только для данной конференции, но и для всей психологии образования.

К сожалению, работа на секции, непосредственно посвященной работе психологов в системе образования, проходила по традиционной схеме: трибуна — доклад по бумажке — редкие вопросы. И даже присутствие на ней И.В.Дубровиной, которая со свойственной ей пытливостью ума, пыталась найти основание для полемики и направить работу участников в дискуссионное русло, не спасло положение.

Можно предположить, что большинство психологов, работающих в образовании, предпочли другие секции, рассматривающие более конкретные, а потому и более актуальные проблемы. К тому же там выступали военные и спортивные психологи! А нашей системе образования так не хватает настоящих мужчин…

Ольга РЕШЕТНИКОВА
(фото автора)